В течение 13 лет в Петропавловске работает научное общество учащихся, руководителем которого является Людмила Зайнутдинова, преподаватель истории искусства художественного лицея. Ребята открывают тайны, которые хранят стены петропавловских зданий. Их научные труды получили положительные рецензии от московских искусствоведов.

Все началось с научного исследования архитектурных памятников Петропавловска. Тогда в составе НОУ были ученики средней школы №8. Свои занятия назвали «летней школой научного общества». Школьники устраивали для себя экскурсии по городу, ходили в библиотеки, мечети и храмы. Юные исследователи всерьёз заинтересовались стилистикой петропавловских зданий, захотелось классифицировать их по стилям, по дате постройки, по внешнему облику. Школьники делали описательные очерки, характеристику, анализ зданий, сопоставляли с имеющимися аналогами.

— К сожалению, пока нет справочной литературы по определению стилей петропавловских зданий с чёткими описаниями, подтверждающими принадлежность к тому или иному стилю, — говорит Людмила Зайнутдинова, — мы находили несколько источников информации, но в итоге столкнулись с проблемой несоответствия данных. Проводя свои научные исследования, мы даже стали опровергать некоторые сведения. В 2010 году члены научного общества узнали о Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им.В.И. Вернадского. Через интернет отправили свою научную работу на рассмотрение. К счастью, пришел положительный ответ, и представители НОУ поехали в Москву на конкурс, где презентовали работу по музыке.

После участия в конкурсе Людмила Зайнутдинова решила, что исследование городской архитектуры намного интересней. Новый научный труд получил название «Хранители культуры города Петропавловска».

Сибирское барокко и ампир

Опираясь на слова известного искусствоведа С.А.Плешакова, можно сказать, что истинными хранителями культуры являются все архитектурные здания, ведь они сохраняют артефакты исторического периода, вкусов, нравов, моды. Представители научного общества учащихся сделали вывод о том, что практически все стили петропавловских зданий, получили свое развитие в нашем регионе. Поскольку Петропавловск город провинциальный, все начиналось с возведения зданий в стиле сибирского барокко. Затем получил развитие классицизм, военный классицизм — ампир.

— Вот, например, наш подгорный собор Петра и Павла, который раньше был покровской церковью, был построен в стиле сибирского барокко, — рассказывает Людмила Зайнутдинова, — но колокольня, которая рядом с ним, и даже главные входные ворота – они в стиле ампира, поскольку построены были в разное время. Разные вкусы, разные веяния моды в архитектуре наложили свой отпечаток.

Стиль модерн также преобладает в архитектурных сооружениях Петропавловска. По-другому его называют «последним большим стилем». Он появился в конце 19 – в начале 20 века. Наиболее яркий образец этого стиля — Петропавловский Гуманитарно-технический колледж, возведённый в честь 300-летия Романовых.

Тайна старых стен

Есть и здание, которое было перестроено – АО «Казпочта» по улице Пушкина. Когда-то это был знаменитый купеческий магазин братьев Овсянниковых и Ганшина, первое высокое трехэтажное здание в Петропавловске.

Представители НОУ сделали вывод о том, что здание построено в стиле модерн, ранее нигде такой информации не было. Но, немного погодя, их предположения получили подтверждающую оценку московских искусствоведов.

— На первом этаже были расположены крупные, так называемые, «магазинские» окна, которые соответствуют стилю модерн, — говорит Людмила Зайнутдинова, — они должны были исполнять роль витрины за стеклом. Чем выше этаж, тем меньше эти окна. Они начинают чуть-чуть уменьшаться в размерах, а потом на 3-ем этаже группируются по три. В магазине было всё. Товары со всего света. Там был лифт. Было механическое чучело медведя, которое всем кланялось. Ресторан, в котором можно было заказать продукты на дом.

К тому же, здесь таится своя интересная трагическая история. Это здание было сожжено. В начале 20 века там был, так называемый, черный бунт, хлебный бунт, когда в подвалах обнаружили большие залежи спиртного, которое люди выпили в огромном количестве. Сразу на месте скончалось 60 человек.

По словам Л. Зайнутдиновой, в 1926 году из Екатеринбурга прислали группу строителей для того, чтобы на старом фундаменте возвести новое здание — «Казпочта», которое приняло облик сталинского классицизма.

— Классицизм назвали сталинским, потому что решили брать пример с античной архитектуры, то есть пилястры, колонны, двускатные бортики, балюстрады, — объясняет руководитель НОУ, — элементы античной архитектуры соединились с советским авангардным строительством. Здесь пятиконечные звезды, герб советского союза, серп и молот, то, что могло прославить силу и мощь советского государства и утвердить веру людей в будущее. Внутри таких общественных зданий были мозаики, которые должны были воспевать советское государство и его вождей.

«Брежнёвки», «сталинки» и «хрущёвки»

Таким же ярким образцом сталинской архитектуры является «Дворец культуры энергетиков» — в наше время это «Казахский музыкально-драматический театр им.С.Муканова». Здание практически осталось в своем обличье.

Людмила Петровна хорошо помнит, что раньше здесь на первом этаже красовалась замечательная мозаика трех профилей — Фридриха Энгельса, Карла Маркса, Владимира Ленина и советский флаг. Хоровой зал был украшен мозаикой политического характера. Небольшие стены, разделяющие коридор, декорировали «витражными стеклами». Но назвать витражом это сложно. Специалисты НОУ увидели в них цветные стеклышки, вставленные в металлическую оправу.

— Если говорить об экстерьере — внешнем облике здания, то между вторым и первым ярусами сохранились медальоны с пятиконечными звездами внутри круга, — рассказывает Людмила Зайнутдинова, — это символы советской власти. Портик — входная часть — оформлен именно в античном стиле, и во фронтоне двускатной кровли когда-то был советский флаг и написана дата постройки. На стенах еще сохранились пилястры — колонны, являющиеся частью стены. Обхватить и обойти мы ее не можем. Она, как выступ в стене, имитирующий колонну.

Л.Зайнутдинова считает самым интересным задний фасад здания. До наших времен сохранился огромный обширный балкон с красивыми балясинами — ограждениями. Но окна второго яруса на главном фасаде исчезли, они замурованы, сохранились лишь на старых фотографиях.

Отдельным этапом исследования стали девятиэтажные дома, расположенные в районе казахского театра. Члены НОУ считают их очень сложным возведением. Дело в том, что там болотистая почва. Строительство на такой земле сопряжено с большими трудностями – возведенные на ней здания могут провалиться. Но строители нашли выход из этой ситуации — стали вбивать в грунт железобетонные опоры, которые его уплотняют. Поэтому появилась возможность строить современные девяти и десятиэтажные здания с достаточно большой жилой площадью. Поскольку эти дома были построены в конце 20 века, то это уже так называемые «чешки» или «брежневки» с широкой площадью и мусоропроводом. Им характерны большие кухни, потолки средней высоты.

— Они пришли на смену «хрущевкам», — говорит Людмила Зайнутдинова, — «хрущевки» пришли на смену «сталинкам». Жилые постройки сталинского стиля делятся на 2 вида – это так называемые номенклатурные дома с высокими потолками и очень достойные квартиры, которые приобретать желают все. В Москве такие «сталинки» считаются престижными постройками. Но есть «сталинки» и для простых людей, для рабочего класса. Они с низкими потолками, с маленькими комнатами. «Хрущевки», «сталинки» и «брежневки» отличаются друг от друга количеством квартир на площадке, подъездами, внутренней структурой, площадью и высотой потолка. К сожалению, с каждым разом стиль зданий упрощался.

Сталинский классицизм – пилястры и капители

Представители научного общества учащихся сделали вывод о том, что сталинский классицизм – один из самых распространенных стилей в Петропавловске. В нем выполнены больницы, Ассамблея народа Казахстана, «Парк сити» — бывшее здание филармонии.

— Двухэтажное здание гостиницы «Заря», расположенное под горой, когда-то было кинотеатром «Заря», — говорит Людмила Зайнутдинова, — есть очень похожий на него кинотеатр «Родина», который находится в Рабочем поселке. Но он несколько скромнее — пилястры упрощенные, практически без капителей — верхних выразительных частей колонны.

Исследования представителей НОУ показали, что главный фасад гостиницы «Заря» оформлен портиком – крытой галереей, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие ее. Двускатная кровля портика опирается на четыре круглых колонны. Фронтон – завершение фасада здания — украшен казахским национальным орнаментом. Есть вероятность того, что раньше на его месте был другой орнамент. На трех стенах сооружения выложена декоративная плитка, которая скрывает изначальное оформление стены.

Юным искусствоведам удалось рассмотреть и фрагмент четвертой стены, оставшейся в первозданном виде. Темно-серая стена разделяется вертикальными выступами в виде пилястр, но без их венчающей части – капителей. Окна находятся только на главном фасаде. Это можно объяснить тем, что в кинотеатре необходимо затемнять зрительный зал, и наличие окон здесь необязательно.

Ансамбль «Шанса» и «Умных вещей»

К сталинской архитектуре также относят и ансамблевую застройку. Ансамбль – это когда два или четыре здания группируются в комплекс. Они своеобразно организуют пространство, в центре которого располагается сквер. Он объединяет все дома в один ансамбль.

— У нас их несколько, — говорит руководитель НОУ, — мы их обнаружили в городе совершенно случайно. Первый практически исчез как ансамбль, но эти здания находятся в плачевном состоянии. Речь идёт об ансамбле за рынком «Ассорти».

При входе на строительный рынок расположены еще два двухэтажных строения, украшенные в центре двускатными фронтонами — верхними частями стены, переходящими без выступов в ее основную плоскость. Оба здания находятся по углам улиц, соединенных между собой центральной улицей. Это двухэтажные прямоугольные здания с симметричной композицией. Центральная часть каждого из них подчеркнута стенными выступами внизу, а угловые стены выступают вперед.

К сожалению, этот архитектурный ансамбль был нарушен рынком, который в свое время вторгся в его пространство. Дома в ужасном состоянии, они не покрашены, там сыплется штукатурка. Ребята НОУ обращались в БТИ, нашли технический паспорт зданий. Узнали, что сооружения построены из шлакобетона, а такой материал стали использовать для того, чтобы удешевить жилье.

Два жилых здания в районе ДСР, представляют архитектурный ансамбль «Шанс». Эти двухэтажные сооружения Г-образной формы находятся недалеко друг от друга. Второй этаж в угловой части оформлен балконами угловой формы, укрепленными снизу фигурными выступами ступенчатой формы. На главном фасаде каждого дома – трапециевидный выступ в форме башни. Центр этого ансамбля — ещё два прямоугольных двухэтажных жилых дома, перед которыми расположен небольшой сквер.

В районе улиц Заводская и Куйбышева — ныне Ауэзова и Рузаева представители НОУ нашли два квартала с похожими друг на друга зданиями. Жилые дома имеют аналогичное оформление — двускатные фронтоны над окнами, пилястры на фасадах стен, ряды декоративных балясин под окнами, арки.

— У некоторых из них одинаково оформлены входы в подъезды, — говорит руководитель НОУ, – по обеим сторонам двери, классические пилястры – вертикальные выступы в стене. В оформлении некоторых домов используются элементы казахского национального орнамента. Эти дома занимают два больших квартала. Есть такие постройки и в 19 микрорайоне. Их надо сохранять во всех районах города. Потому что в одном комплексе колонны ансамблевой застройки замечательно сохранились, и сразу видно стиль, а в другом кто-то взял, колонны попарно объединил, заштукатурил вместе, и какой-то непонятный страшный выступ остался, ни о чем не говорящий. Люди не заботились о сохранности стиля, а ведь это наше наследие.

Людмила Зайнутдинова также отметила, что в стиле сталинского классицизма строились и школы. Но они выглядели очень скромно. Яркий пример – школа №1 и ее школа-близнец №32, находящаяся в районе депо, построены по одному и тому же типовому проекту.

Проводя научные исследования, представители НОУ сделали вывод, что в Петропавловске есть проблема сохранности памятников архитектуры. К примеру, в документе «Об утверждении государственного списка памятников истории и культуры местного значения Северо-Казахстанской области» от 2010 года нет сведений о Дворце Культуры энергетиков, Ассамблее Дружбы народов, кинотеатре «Заря», хотя эти здания относятся к середине 20 века. Зато здание кинотеатра «Казахстан», построенное в 1978 году, объявили памятником истории и культуры.

Постепенно уничтожаются ансамблевые сооружения, один из которых находится в самом центре города – комплекс зданий «Умные вещи». Его внешний вид оставляет желать лучшего и нуждается в немедленной реконструкции.